Реклама

Полистать газету «Караван+Я»

Полистать журнал «Бизнес территория»

Как добиться перерасчета за тепло?

09.07.2008
Затянувшийся перерасчет-2. PRO & CONTRA Публикация материалов о скандале, возникшем вокруг исполнения решения Московского районного суда г. Твери от 18.07.07 г. о проведении перерасчета оплаты за отопление и горячую воду и возврате сумм перерасчета жителям г. Твери в период с 13 июля 2004 года по 6 декабря 2005 года вызвала живой читательский отклик. Как и в прошлый раз, отмечается существенный разброс мнений. От обвинений руководителя Тверских коммунальных систем (ТКС) в произволе в отношении жителей Твери до признания его пострадавшей стороной от несправедливого судебного решения. Правда, при этом никто не оспаривает то, что главной пострадавшей стороной являются горожане, переплатившие деньги за завышенные нормативы потребления тепловой энергии. Но если в упомянутый период времени они были завышенными, то почему теперь они не считаются таковыми? Этот вопрос нынче задают многие и начинают требовать перерасчета с января 2006 года по настоящее время. Но так ли все это на самом деле? Ведь если судить по тому, как сегодня проходит в Твери ремонтная кампания, то становится очевидным, что праздновать победу из-за отсуженных у ТКС (а в прошлом году и у ТГК-2) денег явно неуместно. Вопрос: что нам дороже - деньги или бесперебойная подача тепла и горячей воды -носит явно риторический характер. Потому что ответ на него зависит от конкретных обстоятельств. Даже сегодня кому-то важнее деньги, а кому-то наличие горячей воды. А поскольку только в спорах рождается истина, то мы продолжим традицию публиковать самые полярные мнения. Поэтому и сегодня на страницах "Каравана" наш читатель увидит двух основных оппонентов - директора ООО "ЕРКЦ" (он же директор МУП "ТДЕЗ") Юрия Примака и верного читателя и постоянного автора нашей газеты - известную общественницу Викторию Бондаренко. Виктория Бондаренко: вопрос перерасчета - вопрос справедливости В настоящее время жители Твери направляют в Роспотребнадзор и прокуратуру жалобы по поводу того, что ТКС требуют от них огромное количество документов. В то время как все эти документы есть в ЕРКЦ, который и создан специально для того, чтобы проводить расчеты по жилищно-коммунальным услугам. Роспотребнадзор обратился к депутатам городской Думы, а прокуратура Московского района привлекла к делу судебных приставов. Но при чем здесь приставы? И.о. генерального директора ОАО "ТКС" Сергей Белых выполняет решение суда так, как в нем записано: "Обязать ОАО "Тверские коммунальные системы" возвратить жителям излишне полученные денежные средства за период... по повышенному нормативу потребления тепловой энергии". А ведь представитель ТКС в суде предупреждала судью Попову о том, что у них нет данных для проведения перерасчетов. Кроме того, из текста обоснования решения ясно: судья Попова знала о том, что, когда ОАО "ТКС" понадобилось выяснить неплательщиков по теплоснабжению с ООО "ЕРКЦ", был заключен договор, по которому эта работа была оплачена отдельно. Поэтому в решении суда, по моему мнению, должна быть такая запись: "Обязать ОАО "ТКС" заключить договор с ООО "ЕРКЦ" на проведение перерасчета по излишне полученным суммам за период...". Да и дата окончания срока перерасчета должна быть не 6 декабря 2005 г., а 1 января 2006 г., потому что тарифы по отоплению и горячей воде (тесно связанные с нормативами потребления) устанавливаются один раз за год. Так что фактически жители оплачивали завышенные нормативы до 1 января 2006 года. Следует разобраться также с тем, сколько должны заплатить ТКС за работу ЕРКЦ. Дело в том, что завышенные нормативы на тепловую энергию приняты согласно четырехстороннему соглашению, которое подписали - со стороны областной администрации - губернатор Дмитрий Зеленин, со стороны города - глава Твери Олег Лебедев, а также глава "Российских коммунальных систем" г-н Яшечкин и тогдашний гендиректор ТКС Борис Аракелов. Поэтому, по моему мнению, не менее 25% от суммы, которая была определена данным соглашением, должен возмещать областной бюджет. А 25% - бюджет Твери. Так, думаю, было бы справедливо. По остальным пунктам решения судьи Поповой у меня возражений нет. Но, обязав ОАО "ТКС" сделать жителям перерасчет, судья Попова противоречит сама себе. Она приняла решение в пользу "неопределенного круга лиц" (то есть сразу для жителей всего города) и хорошо обосновала его. Но при этом ТКС вынуждены делать перерасчет индивидуально по каждому лицевому счету. А их 122 тысячи! Разве это не противоречит судебному решению и здравому смыслу? Решение суда истец имеет право обжаловать в 10-дневный срок в областном суде. Но истцы - администрация города и Тверская городская Дума этот пункт решения не обжаловали. Что выглядит вполне естественно. Но это только на первый взгляд. А по сути ни чиновники, ни депутаты об интересах жителей в тот момент просто не думали. А г-н Белых вынужден был обратиться в Московский районный суд за разъяснением, каков все же порядок исполнения судебного решения от 18 июля 2007 г.? Но если в ответ на это обращение судья Попова не изменит эту часть своего решения, то что делать дальше? Прокурор не может изменить решения судьи: суд - у нас отдельная ветвь власти. Но утверждение прокурора Московской райпрокуратуры о том, что он не имеет права давать представление ОАО "ТКС" как коммерческому предприятию, считаю вымыслом. Основная обязанность прокуратуры - это надзор за законностью. Иначе для чего она нужна? Например, налоговая инспекция, не являющаяся отдельной ветвью власти, исполняет свои обязанности и взимает налоги с коммерсантов. Вспомните историю с так называемыми "розовыми квитанциями", когда ТКС захотели создать нечто вроде собственного ЕРКЦ (чтобы не платить ООО "ЕРКЦ" комиссионные и на эту сумму не уменьшать свои доходы). И тогда, как и теперь, 122 тысячи абонентов тоже должны были предоставлять те же самые документы, которые ТКС требует для проведения перерасчета. Тогда, помнится, областная прокуратура вмешалась и быстро навела порядок. Что же мешает прокурорам и сегодня сделать то же самое? Признаюсь, у меня была мысль, что руководство ТКС использует ситуацию, чтобы опять создать собственный ЕРКЦ. Но согласно п. 7 ст. 155 Жилищного кодекса собственник вносит плату за жилье в свою управляющую компанию. И никаких других ЕРКЦ в структурах ЖКХ не должно быть. Как, впрочем, и второй управляющей компании в лице МУП "ТДЕЗ" (п. 9 ст. 161 Жилищного кодекса). В заключение скажу. Сергей Белых попал в очень сложную и трудную ситуацию не по своей вине. И разные угрозы в его адрес просто неуместны. В случае если судья Попова не изменит текст своего решения, считаю, что областная прокуратура должна написать представление в три адреса: - и.о. гендиректора Белых о необходимости заключения договора с ООО"ЕРКЦ" с оплатой их работы по договоренности сторон; - областной администрации - о необходимости оплатить 25% суммы, предусмотренной 4-сторонним соглашением; - то же в отношении городской администрации. Юрий Примак: ЕРКЦ делает для граждан все возможное - Поясните свою позицию в отношении судебного решения Московского райсуда, обязавшего именно ТКС произвести перерасчет оплаты за отопление и горячую воду и возвратить деньги жителям г. Твери. - В процессе суда ООО "ЕРКЦ" не привлекалось ни в качестве ответчика, ни в качестве третьего лица. Это было связано с тем, что мы выполняли только функции агента ОАО "ТКС" по сбору платежей с населения за поставленные услуги тепло и горячее водоснабжение. В суде ЕРКЦ предоставлял лишь необходимую информацию по начисленным и собранным платежам. Да и в решении суда ничего не говорилось о каких-либо обязанностях, возлагаемых на ООО "ЕРКЦ". Решение касалось исключительно ТКС. - Тогда с чем связаны пересуды в отношении ЕРКЦ, если по сути ТКС заставляет людей предоставлять сведения о своих платежах более чем 3-летней давности? - 29 февраля работники ТКС хотели приобрести у нас сведения из архива ООО "ЕРКЦ" по лицевым счетам граждан за период с июля 2004 года по декабрь 2005 года включительно. 21 марта в мы направили смету затрат на восстановление базы данных лицевых счетов из архива по услугам: "Горячая вода" и "Отопление" за указанный период. Цена вопроса по коммерческим понятиям просто смешная. Она включала в себя лишь дополнительные затраты, которые должно было понести предприятие на выполнение данного заказа. Однако от согласования данного документа руководство ТКС уклонилось и стало решать проблему перерасчета по-своему. Жителям Твери объявили о возможности возврата излишне уплаченных денежных средств при условии предоставления гражданами определенного пакета документов. - Ах, если бы дело было только в сборе справок, копий паспортов!.. - Да, это еще не все. Кроме того, гражданам необходимо выполнить следующие действия: открыть расчетный счет; заполнить бланк заявления, который можно получить только в ОАО "ТКС"; все собранные документы направить по адресу ОАО "ТКС", либо принести лично в ОАО "ТКС", но строго во вторник, среду, четверг с 8.00 до 12.00. Да и при предоставлении жителями пакета документов и выполнении условий, навязываемых работниками ТКС, возврат денежных средств будет осуществлен только лишь в течение трех месяцев с момента подачи заявления. Ничего не говорится и о том, за счет чего или кого граждане должны нести почтовые расходы, на изготовление копий документов, а также расходы на проезд. - Почему действуют таким образом? - Я думаю, из-за того, что общая сумма к перерасчету весьма велика. Найти ее сразу невозможно. Но если выстроить систему разрешительно-согласовательных препон, то многие жители, учитывая затраты времени на сбор документов и выстаивание в очередях за суммой перерасчета - 600-1200 рублей, попросту сойдут с дистанции. И, таким образом, компания сэкономит и время, и деньги. Тем более что у большинства граждан счета-квитанции за указанный период времени не сохранились. - Куда тогда деваться гражданину, решившему по тем или иным причинам пройти весь путь до конца? - Люди были вынуждены обращаться к нам в участки расчетного отдела ЕРКЦ. Так что надо отдать должное менеджерам ТКС. Выстрел оказался, что называется, "в десяточку". - Хорошо, что ваши работники не стали "капризничать" и живо откликнулись на просьбу горожан. - Конечно, если бы мы действовали всегда прагматично и сухо как чисто коммерческое предприятие, то были бы вправе отказать населению и отправить обратно в ТКС. Это ведь их работа - проведение всех действий по перерасчету. А населению предложили бы платить деньги за выдачу не имеющих отношения к нашей деятельности справок и данных. Однако мы понимаем сегодня, что выполняем не столько коммерческую функцию, а прежде всего функцию социальную. Если угодно, то мы, по сути, защитили интересы жителей, обеспечив их информационной поддержкой, предоставив им консалтинговую услугу в сфере ЖКХ. - У ваших работников в связи с этим решением были проблемы? - Конечно, данное решение привнесло в нашу работу массу проблем. И до этого-то нагрузка на одного специалиста по работе с населением (бухгалтера ООО "ЕРКЦ") составляла в среднем от 20 до 30 человек в день. А начиная с 20 апреля производственная деятельность участков расчетного отдела ООО "ЕРКЦ" была практически парализована из-за большого объема работы. Для изготовления дубликатов счетов-квитанций предприятие вынуждено было нести дополнительные временные (и материальные) затраты - в среднем по 20 минут на человека. Чтобы как-то выйти из ситуации, мы по собственной инициативе внесли изменения в программное обеспечение и разработали форму справки на одном листе, включающую в себя весь период, подлежащий перерасчету. Иными словами, хоть и ругает порой нашу службу население, похоже, кроме нас не особо много желающих его интересы отстаивать. - А как бы следовало все организовать, чтобы не издеваться над людьми? - Попросту можно было бы жестко описать порядок возврата денежных средств с четкими акцентами. Пусть, например, ТКС сами находят своих кредиторов и выполняют решение суда. Это ему вменено в обязанность, а не населению. Или другой вариант. Можно было бы договориться не о возврате, а о перерасчете с действующим поставщиком тепла - ТГК-2. Они бы произвели перерасчет в счет будущих платежей населения, а ОАО "ТКС" как их подрядчик исполнил бы ему на эту сумму соответствующий объем работ. Тогда население вообще не надо было бы гонять, ну, может быть, за редким исключением. Можно многое, надо только захотеть. Но, увы, интересы ресурсоснабжающих организаций измеряются сугубо экономическими показателями. Социальные же им, похоже, не ведомы. Рынок - это хорошо, но будет ли с кого спросить? Подготовил Виктор Богданов

Нашли опечатку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.

    Чтобы быть в курсе последних событий подпишитесь на ВАЖНЫЕ новости

    Подписаться

    X