Реклама

Оформи подписку на газету «Караван+Я»

По рельсам в большую политику

23.07.2008
Наверное, мало кто будет оспаривать утверждение, что на протяжении XX и начала XXI веков в истории Тверской губернии значительную роль играли люди, выпестованные коллективом вагонного завода. Были известные директора, Герои Советского Союза, спортсмены, политические деятели, лауреаты различного ранга, просто хорошие люди. Раньше говорили – кузниц кадров. Это действительно так, ее кадры продолжают и поныне влиять на жизнь Твери. В наше время на железных магистралях трудятся тепло- и электровозы, а до середины XX века тон задавали паровозы с их цилиндрами, дышлами и прочими изобретениями XIX века, поражающими внимание неискушенного в тогдашней технике человека, особенно если он из села. Видимо, это стало одной из причин поступления молодого Виктора Цыганова из малоизвестного села Маколово Мордовской АССР в Харьковский институт железнодорожного транспорта в 1950 году... Успешно окончив его в 1955 году с красным дипломом по специальности «инженер-механик», с перспективой остаться по решению руководства в аспирантуре, при этом кандидатская диссертация была готова на 80%. Будучи специалистом по заводам, он получил назначение помощником машиниста паровоза в депо Кушмурун Карагандинской железной дороги в Казахстане. Если кто-то думал, что студент-отличник будет на целине белоручкой, то относительно Цыганова это было бы ошибкой: через два месяца, отъездив помощником машиниста положенные километры на паровозе, он сдал экзамены на машиниста. Всего через месяц его перевели на должность старшего инженера-технолога, через полгода ему предложено было перейти работать заместителем начальника локомотивного отдела отделения железной дороги. Карьера была стремительной… со снижением зарплаты. В те времена токарь или слесарь зарабатывали больше инженера, машинист паровоза – больше начальника депо. Там же, на целине, Виктор познакомился с будущей супругой – доктором Музой Алексеевной, которая приехала туда по собственной воле, по комсомольской путевке. Свадьба у молодых состоялась 4 октября 1957 года, в день запуска первого искусственного спутника Земли. Вот какое совпадение. Проработав три года главным инженером депо, в 1963 году Виктор Цыганов назначается начальником этого депо. 1966 год… Бюро Кустанайского обкома КПК рассматривает и одобряет опыт работы коллектива тепловозного депо Кушмурун. В депо впервые в МПС был внедрен предрейсовый медицинский осмотр локомотивных бригад. С докладом на заседании бюро выступил член обкома КПК, внештатный инструктор обкома партии начальник депо Виктор Цыганов… Дважды перенесенное на ногах в этой «круговерти» воспаление легких обошлось Виктору Цыганову дорого. Он вспоминает: «Бронхиальная астма оказалась «дамой с характером». Вцепилась и не отпускала. Лежа спать стало трудно. Приходилось ночи коротать сидя». Посещения санаториев результата не дали. По совету матери в 1968 году решили ехать в отпуск в российскую Европу, откуда сами родом и где есть друзья. В Москве Муза Алексеевна неожиданно предложила съездить в Калинин к знакомым, к Шаверским. Приехали. По совету хозяев поехали на турбазу «Лисицын бор». Красавица Волга, роскошный русский лес, отличная погода вылечили астму. Впервые за много лет Цыганов не кашлял и не принимал «новодрин». Хозяин, Вячеслав Шаверский, работник вагонзавода, идет на прием к директору Владимиру Наливайко и рассказывает об инженере-конструкторе, его беде. Новый директор (с июля 1968 г.) принял Виктора Цыганова, доброжелательно выслушал и принял решение: если болезнь по возвращении в Казахстан его не отпустит, то Наливайко согласен принять Цыганова на работу переводом. Здоровья Виктору хватило на два месяца… Получив согласие от высокого железнодорожного начальства на увольнение, Виктор Иванович распрощался с коллективом депо, которым он руководил почти 7 лет из 15 лет на железной дороге Казахстана. На новом месте ему предложили должность начальника бюро подготовки производства к вагоносбору. Как это обычно бывает, новичка приняли по-разному. Потребовалось время, чтобы весь коллектив стал считать его своим: новому специалисту не все казалось оправданным в технологии производства, не все – рациональным. Короче говоря, Цыганов проявил себя деятельным, ответственным, болеющим за дело специалистом, а потому привлек к себе внимание парткома завода, которым в те годы руководил Николай Уханов. По рекомендации Николая Ивановича он возглавил комиссию парткома. Отчитываясь однажды на партактиве завода о работе, возглавляемой Цыгановым комиссии, он заинтересовал Николая Корыткова, первого секретаря обкома КПСС, присутствовавшего на этом заседании. Об этом Корытков имел краткую беседу с директором Наливайко. Разговор этот имел продолжение: Виктору Цыганову предложили возглавить партком завода. После долгих раздумий и колебаний Виктор Цыганов дал согласие, и в июле 1973 года на заедании парткома его избрали секретарем парткома вагонного завода. Цыганов по статусу приравнивался к секретарю райкома КПСС. Проработал в этой должности Виктор Иванович недолго… Зимой 1974 года неожиданно раздался звонок из обкома – Цыганова приглашал на беседу «сам», то есть Николай Корытков. Поле вопросов о жизни на целине, о работе в парткоме завода, о рационализаторской деятельности в бытность еще Цыганова железнодорожником Николай Гаврилович сказал: «Есть мнение предложить вам перейти работать в аппарат обкома КПСС на должность заместителя заведующего промышленно-транспортным отделом». Он парировал все возражения Цыганова, отпустив того с рекомендацией подумать, посоветоваться дома. Незадолго до этого сменился в декабре 1973 года директор – вместо Наливайко им стал Владимир Пешехонов (кстати, самый «продолжительный» из всех директоров вагонзавода: он проработал около 13 лет!). Виктор Иванович пошел совещаться к нему. Они пришли к выводу, что отказываться нельзя. Итак, Виктор Цыганов стал членом команды Николая Корыткова, ценившего в человеке профессионализм, не считавшего зазорным обращаться за советом и разъяснением к специалистам разных отраслей – сам «первый» был из аграриев. У возглавлявшего промышленно-транспортный отдел нового заведующего главной проблемой стала вся дорожная сеть, а не только железнодорожная. По асфальту в те годы из Твери можно было доехать лишь до 16 районов из 36, бездорожье тлело застарелой и труднорешаемой проблемой. В декабре 1978 года Николая Корыткова «ушли», на его место с Сахалина прибыл Павел Леонов. Виктор Иванович вспоминает: «Работать под руководством Леонова мне было очень сложно. Павел Артемович ревниво относился к авторитету Корыткова и много раз в личных беседах и со мной, и с моими коллегами критиковал его. Среди руководителей отделов обкома произошло разделение на сторонников Леонова и Корыткова. Я попал в число вторых!» Однажды Леонов произнес: «Будем считать, что мы с вами не сработались». В переводе на житейский язык это означало: ищи работу. Однако Виктору Цыганову искать новую работу не пришлось – по указанию из ЦК КПСС Леонова освободили от обязанностей «первого», естественно, по собственному желанию. Это был 1985, год прихода к власти Михаила Горбачева, а в Калинине-Твери Николая Татарчука. В его команде работать стало легче. Однако в июле 1987 года судьба преподнесла Виктору Цыганову очередной сюрприз – ему предложили возглавить облсовпроф - все профсоюзы области. Своего отрицательного отношения к новой работе он не скрывал, но в ЦК КПСС и ВЦСПС сказали: «Надо!» «Впервые за 40 лет деятельности облсовпрофа на пост его председателя предлагался секретарь обкома КПСС, причем отраслевой», - вспоминает Виктор Иванович. Ситуация была нестандартной, а потому за всем этим пристально наблюдал Николай Татарчук. Разговоров было много, разных по тону, с разными вопросами, но открытым голосованием профработники областного масштаба все-таки избрали Цыганова руководителем областного Совета профсоюзов. Новый руководитель начал реформирование областных профсоюзов, преследуя главную цель – независимость от КПСС, партнерство с ней на равных. И кто это провозглашает? Член бюро обкома КПСС Цыганов! Эксперимент удался, в область приезжали за опытом более 50 делегаций республик и областей. Но это был финальный этап советских профсоюзов, и в начале 1990-х годов они исчезли. В 1990 году развернулась кампания по выборам депутатов Верховного Совета СССР. Это была невиданная до сего времени кампания: множество кандидатов, вовлечение широких масс народа в настоящие, а не поддельные выборы, столкновение интересов нарождающихся кланов, нелюбовь к КПСС (мягко говоря), надежды на ускорение реформ и многое другое – придали выборам в Верховный Совет яркий политический окрас. Депутат Виктор Цыганов работу в ВС СССР начал в качестве заместителя председателя Комиссии по транспорту, связи и информатике, одновременно руководя подкомиссией по железнодорожному транспорту. На постоянной основе. Собрав команду профессионалов. Ему удалось разработать и защитить новый проект закона о железнодорожном транспорте СССР вместо прежнего, нуждавшегося в доработке. Затем Цыганов занялся состоянием пассажирского вагоностроения в стране, разумеется, имея в виду в качестве примера свой вагонзавод, нуждавшийся в реконструкции. Вагоны локомотивной тяги выпускались в СССР только в Твери (тогда Калинин). С трудом, но удалось убедить и председателя Комитета В.А. Тетенова, и министра И.С. Силаева в необходимости развития нашего вагонзавода. В 1991 году должен был начать работу Верховный Совет второго созыва. Депутация нашей области на совещании единогласно решила повторно делегировать Виктора Цыганова. Работа в комитетах продолжилась. Наступил 1991 год, август, 19 число этого месяца. Вводится чрезвычайное положение, по телевидению выступают члены ГКЧП. В 1991 году Верховный Совет СССР был распущен, делегаты разъехались по домам. Министр путей сообщения Геннадий Фадеев приглашает Цыганова на должность своего заместителя. И тут судьба преподнесла очередной, но уже неприятный сюрприз – рак правой почки. После операции снова встает вопрос трудоустройства. Предложение Фадеева не подходит – там нужно железное здоровье. В октябре 1992 года генеральный директор вагонзавода Александр Бураев предлагает Цыганову стать начальником подотдела в отделе главного конструктора завода. По словам героя нашего повествования, его новая жизнь на заводе ознаменовалась новой учебой после долгой выборной работы. Ведь Виктор Иванович по образованию конструктор, и эта работа стала его жизненным увлечением. Недаром он – автор более сотни рацпредложений, владелец 14 авторских свидетельств на изобретения, имеет множество наград, почетных грамот, званий, медалей и знаков по этому профилю. В марте 1997 года директором ТВЗ стал Виктор Светлов. В том же году Виктор Цыганов вводится в состав совета директоров ОАО «ТВЗ» и проработал в нем до октября 1997 года, продолжает работать в отделе надежности. Здоровье улучшалось. Где-то в 2001 году прошла информация, что Цыганова переведут в «Белый дом», так назывались апартаменты генерального директора. Так и произошло – его назначили на должность помощника гендиректора. Виктор Иванович полагает, что, работая в отделе надежности, имея связи с МПС, Госдумой, городскими и областными руководителями, он мешал этим самым Светлову. Однако последний не рассчитал своих сил, и в 2002 году его сменил Владимир Савин. Виктор Цыганов сохранил по контракту должность помощника генерального директора до мая 2008 года. До своего 75-летия. Теперь он окончательно пенсионер, но душа старого локомотивщика и инженера все еще молода, в чем может убедиться каждый, кто познакомится с ним. Борис Ершов


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.