Город, удобный для жизни

30.04.2013
Город, удобный для жизни

Уважаемый губернатор Шевелев!

За последние несколько лет город Тверь теряет свои конкурентные преимущества, определяемые ранее высоким качеством жизни. Особенно это стало заметно в последние два года, которые совпали с вашим губернаторством. Рост числа автомобилей и непродуманная градостроительная политика привели к транспортному коллапсу.

Вы приняли ряд мер, которые, казалось бы, должны решить транспортную проблему Твери: начался ремонт Восточного моста и проектирование нового Западного моста через Волгу, на эти цели в 2013 году в бюджет заложена сумма 1,2 миллиарда рублей. Однако поверьте, что эти деньги будут потрачены, но транспортная проблема не решится. Между тем существуют проверенные методики, которые позволяют эффективно устранять «транспортную зависимость» городов организационными мерами, не требующими таких трат городского и регионального бюджета. Для этого нужно привлечь знающих людей, а не отдавать проблему на откуп малообразованных чиновников, цель которых – «освоить средства». Здесь нужен профессиональный подход.

В силу полной некомпетентности ваших сотрудников наше издание в инициативном порядке профинансировало группу специалистов, которые изучили мировой опыт и выработали решения транспортной проблемы Твери. Это подарок от нашего коллектива вам лично. Рекомендую использовать их в вашей практической деятельности. В случае вашего обращения мы готовы организовать консультирование ваших сотрудников.

С пожеланиями наилучшего, Геннадий Климов

Методические рекомендации

Сбалансированная транспортная политика в городе Твери

В городах и регионах, которыми руководят эффективные политические лидеры, основным инструментом решения транспортной проблемы становится местная школа специалистов транспортного планирования. В таких городах и регионах преодоление «автомобильной зависимости» происходит за счет новых идей развития.

Признаком удобного для жизни города признается сочетание здоровой экономики и стабильных социальных отношений с гуманитарно ориентированной городской средой. Эти условия практически недостижимы в «автомобильнозависимых» городах. Архитекторы из Германии, Швейцарии, Нидерландов, Бельгии, Швеции и ряда других стран пришли к единодушному признанию того факта, что города с автомобильным доминированием не могут быть удобными для жизни и не имеют перспектив. Этого же принципа придерживаются красивейшие города Европы: Вена, Прага, Барселона и др. Тверь, созданная по проектам лучших европейских архитекторов, несомненно, тоже должна придерживаться этого принципа.

Путь к гуманной городской среде лежит через формирование сбалансированной транспортной системы, где доминирует общественный транспорт и пешеходные сообщения, а заторы становятся не нормой, а исключением из правил.

В силу того, что муниципальная власть в Твери последнее время деморализована бесконечной чередой реформ, предлагаем вам, господин губернатор, осуществить набора политических мер, которые позволят быстро освободить Тверь от транспортного коллапса.

Необходимо:

1. Создать программу стимулирования общественного транспорта за счет улучшения качества массовых перевозок, в частности – обеспечения независимости работы маршрутов и линий общественного транспорта от уровня загрузки улично-дорожной сети.

2. Создать программу снижения привлекательности автомобильных поездок в центр города посредством регулятивных, ценовых и планировочных мер.

3. Создать программу по реализации условий для максимального удобства и привлекательности пешеходных и велосипедных передвижений, активизация которых – непременный спутник уменьшения доли автомобильных поездок в структуре городских сообщений.

Для большинства крупных городов, и Твери в частности, необходим тот или иной вид общественного транспорта, занимающий промежуточное место между метрополитенами и «уличными» автобусными маршрутами. Такой «промежуточный» вид транспорта обязан располагать правом преимущественного проезда с приоритетной фазой светофорного регулирования на перекрестках. В качестве такого транспортного средства может стать модернизированная трамвайная линия по маршруту Мигалово – Южный, Горбатка – Константиновка. Эти линии должны быть модернизированы по принципу «легкого метро» (или Stadtbahn в Германии). В последние десятилетия системы «легкого метро» были построены примерно в 100 городах мира.

В большинстве случаев они представляли собой продвинутые варианты традиционных трамвайных линий. В них предусматривалось обособленные низкошумные путевые конструкции, трассированные по осевой линии городских улиц, и сочлененные комфортные вагоны большой вместимости.

Вдоль длинной оси города, которая тянется вдоль Волги, пассажиры, в основном, должны перемещаться по системе «легкого метро», а пересекать реку — пешком по мостам. Более того, следует предусмотреть возможность строительства дополнительных понтонных мостов, паромов и подвесных дорог для пешеходного перемещения людей через Волгу.

По своим эксплуатационным показателям «легкое метро» гораздо больше похоже на метрополитен, чем на обычные трамвайные линии. В таких городах, как Бирмингем, Кельн, Даллас, Калгари, «легкое метро» является базовой системой общественного транспорта, обслуживающей крупные транспортные коридоры «город – пригород». В Перспективе такой системой LRT в Твери должен быть оборудован маршрут до Эммауса в сторону Москвы, до Бурашева по южному направлению.

Необходимо ввести в эксплуатацию системы автобусных и троллейбусных маршрутов, трассированные на всем своем протяжении по обособленным полосам и преимущественным правом проезда на перекрестках. Эти системы скоростных автобусных перевозок отличаются от «легкого метро» меньшей капиталоемкостью, но более высокими эксплуатационными затратами: водитель управляет автобусом с номинальной вместимостью 80–140 пассажиро-мест, в то время как в поезд засчитан на 250–750 пассажиро-мест.

Эксплуатационные показатели такого транспорта (скорость сообщения и регулярность движения) во многом зависят от работы полиции по обеспечению условий приоритетного проезда, поэтому для реализации поставленных целей должна быть создана совместная программа с ГИБДД.

Для реализации плана, господин губернатор, вам необходимо сделать следующие шаги:

Шаг 1.

1. Вы должны немедленно выпустить приказ о запрещении своим сотрудникам ездить на работу на автомобиле. Это же предлагаем вам рекомендовать чиновникам мэрии Твери и администрации Калининского района. Они должны ездить на работу в городском транспорте. Только это позволит убрать с улиц центра Твери около 500 автомобилей и значительно снять нагрузку на мосты в утренние и вечерние часы.

2. Запретить движение маршруток по улице Советской, Тверскому проспекту, улице Новоторжской. Это позволит оттеснить маршрутчиков на периферию города и загородные маршруты, где они необходимы, и сделает рентабельными троллейбусные и автобусные маршруты в центре Твери.

3. Ввести немедленно платные стоянки по всему центру города, особенно у административных зданий по принципу: дольше стоишь – дороже стоит час.

Шаг 2

Ввести в управленческую практику следующие принципы:

1. Пешеход важнее автомобиля. Велосипедист важнее автомобиля. Маршрутный автобус или трамвай важнее автомобиля, но все автомобилисты равны. Так как в этом не может быть исключений, то вы, как губернатор, первым отказываетесь его нарушать и сдаете «синее ведерко» с вашего автомобиля на склад. Отныне вы будете перемещаться по городу, как обычный гражданин, – иначе ситуация на дорогах не изменится никогда – и все усилия бессмысленны.

2. Движущийся автомобиль важнее припаркованного: первый выполняет полезную транспортную работу, второй – нет. В городе должна начаться беспощадная борьба с нарушителями правил парковки. В перспективе все участки в городе должны иметь собственника, и без его разрешения парковка должна быть запрещена. На муниципальной земле парковка возможна только в установленных местах. Со временем любая парковка должна быть платной (плата через автоматы или парковочные билеты), но на окраинах она должна быть в 10 раз дешевле, чем парковки в центре. Если на стационарных стоянках действует принцип «дольше стою, меньше плачу за час», то на уличных стоянках все наоборот – «меньше стою – дешевле плачу за час».

Шаг 3

Необходимо провести сертификацию уличной сети. Должны быть выделены городские скоростные магистрали (фривэи), трассированных вне пятен застройки. Ни один современный город не обходится без четкой функциональной стратификации улично-дорожной сети. К фривэям примыкания – редкие и правильно обустроенные; пешеходов и светофоров не должно быть вовсе.

На фривеях допустимая скорость должна быть 110 км/час. Необходимо начать строительство (запланированное еще в советское время) фривэя по берегу р. Лазури с транспортной развязкой с Тверским проспектом, по берегу Тьмаки с выходом на Беляковский переулок и Комсомольскую площадь. Обеспечить соединение улицы Паши Савельевой через станцию ж.д., станцию «Санаторий» с федеральной трассой Россия. Осуществить строительство фривэя с Красинского моста через Тверцу до микрорайона Юность.

Второй базовый контур – это улицы. Здесь хозяин – пешеход. Здесь скорости движения автомобилей строго лимитированы, и светофоры на каждом шагу.

Необходимо установить в Твери ограничение скорости движения на всех улицах (кроме фривэев) в 50 км/ч. Это ограничение связано с тем обстоятельством, что скорость пешехода – 5 км/ч, между тем более чем 10-кратное превышение этого показателя массивным движущимся предметом небезобидно для человеческой психики. Специалисты связывают это соображение с психофизическим законом Вебера – Фехнера. Поэтому для психического здоровья горожан скорость не должна превышать 50 км/ч.

В удобном для жизни городе всегда удобно передвигаться пешком: там непременно есть многочисленные пешеходные зоны, куда можно добраться на городском транспорте, велосипеде или такси, но невозможно приехать на своем автомобиле. Стоянка автомобилей на тротуарах блокируется либо несложными инженерными средствами, либо административными запретами под угрозой драконовских штрафов.

Граждане, доехавшие на своих автомобилях до центра, арендуют на условиях почасовой оплаты или месячного абонемента парковочные места (лоты). Парковочные тарифы в центральных деловых районах, как правило, чрезвычайно высоки. На Манхэттене, к примеру, месячный парковочный билет стоит от 800 до 1500 долларов. Для Твери для центра месячный абонемент должен стоить порядка 300 евро. За первый час стоянки – 50 рублей, за каждый следующий час – по 100 рублей.

Примерно до середины 1970-х годов муниципалитеты строили паркинги за счет городского бюджета и требовали от бизнеса, чтобы парковочные места закладывались в проекты любых новостроек делового, торгового, развлекательного и иного публичного назначения. В середине 1970-х годов произошел перелом в общественном сознании: сначала на уровне научных статей, потом уже и в городских регламентах. Удобные и доступные паркинги в CBD – это сигнал для горожанина приезжать в центр на автомобиле. Организация городского пространства по принципу «один служащий – один автомобиль» или «один покупатель – один автомобиль» в центре Твери невозможен. Это зона в основном для пешеходного перемещения.

Поэтому городская транспортная политика в Твери должна строиться по другому принципу. Необходимо довести до каждого горожанина простейшую мысль: автомобиль в центре припарковать трудно и дорого, сюда надо приезжать на общественном транспорте, на такси, либо со спутником за рулем, который тебя довезет и немедленно уедет из центра.

И пусть у респектабельного горожанина будет в семье два или три автомобиля; он будет ими пользоваться и получать все удовольствия автомобилизированного города, но только за пределами центрального делового района города. Это главный принцип. Поэтому стоянки в центре города должны быть дорогими и строго лимитированными. Перехватывающие парковки должны быть построены у въездов в город, у мостов со стороны Заволжья, у конечных остановок троллейбусов и автобусов, для тех, кто проживает за городом и ездит на работу в Тверь. Доехав до Твери, они должны пересаживаться на общественный транспорт.

Следует стимулировать работодателей не слишком поощрять автомобильные поездки наемного персонала. Американский эксперт по организации транспортных городских систем В. Вучик детально описывает тонкости этого механизма. Основная часть персонала компаний, имеющих офисы в центре города, должна пользоваться общественным транспортом или даже велосипедом. Ареал автомобильных поездок большинства горожан должен простираться от дома до перехватывающей парковки, до супермаркета, до стадиона или кинотеатра, но не в центр города на работу.

Шаг 4.

Следует создать в Твери организационную структуру (так называемых MPO – Metropolitan Planning Organizations), осуществляющую работу по модернизации транспортной системы. Эту структуру должен возглавить специалист, знакомый с теорией вопроса и имеющий соответствующую квалификацию.

Заключение от редакции

Добросовестно внедрив эти мероприятия, господин губернатор, вы решите транспортные проблемы Твери. Детальный проект стоит не более 300 тысяч евро; напомним, что вы уже потратили 30 миллионов евро с нулевым результатом. Если вы считаете, наши предложения недостаточно авторитетными, то рекомендуем вам обратиться, например, к выдающемуся российскому урбанисту, академику Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Юрию Петровичу Бочарову или президенту РААСН Александру Петровичу Кудрявцеву. Проблемы начинают решаться, когда их начинают профессионально решать. Нет никаких причин затягивать дело, нужна только ваша воля и ответственность.

Есть и еще один аспект. Как правило, люди начинают передвигаться на своих автомобилях даже на небольшие расстояния потому, что окружающая среда небезопасна и не радует глаз. Разбитые тротуары, обшарпанные фасады, грязь, толпы азиатских гастрбайтеров на вечерних улицах не так угнетают, когда находишься в комфортабельном салоне своего авто. Поэтому решать проблему пробок на дорогах надо комплексно, в совокупности с общей обстановкой в Твери. Люди должны захотеть гулять по тверским улицам – так, как делали они это еще несколько лет назад.

Тверь – изначально очень удобный для пешеходов город. Надо вернуть ему это достойное качество.


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.

Все новости из рубрики: Общество
Комментарии пользователей
Сергей 30 апреля 2013 21:26:47
Гена, лучше про Гиперборею. Поскольку в этой теме никто не волочет, дурь будет менее заметна.
Светлана 30 апреля 2013 21:58:51
Судя по реакции первого заместителя губернатора Сергея Дудукина, простого парня из Рязани, план этот научный не реализуем. Никогда Шевелев не откажется от "синего ведерка". Это у него как знак власти - как корона у царей. Кто добровольно от короны отказывался? В это ведерко все и упрется!
Прага 30 апреля 2013 22:01:37
Изложен стандартный план решения транспортных проблемм таких городов, как Тверь. В Европе этим занимаются уже 70 лет, а для тверских чиновников еще дойдет не скоро, когда все окончательно станет.
Дарья 30 апреля 2013 22:19:24
Я часто думаю, зачем идут в чиновники? Чтобы сидеть с глупым выражением лица? Разве трудно взять книгу и прочитать, как решаются транспортные проблемы? В США этом студентов учат, а у нас мэр и губернатор об этом даже не слышали. Или уж для общего блага не хотят совсем ничего делать . Только думают об любимом кармане ? В Твери уже с работы до Юности еду 1.5 часа. Это же Тверь, не Москва. Господи, вразуми этих начальников.
СС 30 апреля 2013 22:21:21
Окончательно станет - это как? А сейчас, что не стоит? Говорят Шевелев закрывает Восточный мост, тогда что будет?
сергей 30 апреля 2013 22:29:38
Ребята из Е-Тверь, 70лет назадо такой проблеме даже неслышали
Андрей Владимирович 30 апреля 2013 22:34:53
Генадий, вы хоть имеете представление, по какой причине на посту Губернатора сегодня военный человек? Лучше про Гиперборею, действительно. Всех благ.
Студент 30 апреля 2013 22:36:55
В США ее решали в 30 - е годы ХХ века, в Европе в 70 - е годы. В России просто во власти кретины.
Дуб 30 апреля 2013 22:39:11
С Исаевского ручья еду до центра 1 час утром... Это как?
Раиса 30 апреля 2013 22:44:54
Генадий, вы хоть имеете представление, по какой причине на посту Губернатора сегодня военный человек? ИНТЕРЕСНО ПО КАКОЙ ЖЕ? Мужиков у нас нет, одни сопли, даже если они десантники все равно сопли. Простую проблему транспорта решить не могут. Не мужики, а тряпки.
Архитектор 30 апреля 2013 22:52:20
Сам по себе действительно новый мост ничего не решит. Нужна новая организация пасжиропотока.
Горожанин 30 апреля 2013 22:58:19
Сережа, ты чиновник? Сразу твоя дурь видна!
Социолог 30 апреля 2013 23:07:01
А если Шевелев примет план? Вы готовы отказаться от поездок на автомобиле в центр? Вы готовы пересесть на общественный транспорт? Это же касается всех!
SCP-795-B 30 апреля 2013 23:08:55
Нужно продвигать это, используя все возможные информационные площадки и объяснять народу, почему именно это приведет к улучшению ситуации: не только в интернете, но и выпускать листовки, раздавать их на улицах, быть может даже в почтовые ящики кидать... Главное, чтобы как можно больше людей приняло эту идею и могло внятно объяснить свою (уже) позицию(!), тогда они просто закидают мэрию письмами, а те будут вынуждены под напором общественности уступить. Я так думаю. :)
Митра Ходоков 30 апреля 2013 23:10:16
Нет..)), просто аппетиты надо по умерить и исходить из реалий..)). А реалии таковы, легче отстроить новую Тверь чем переделать старую. Так как под автотранспорт наши города не были заточены. К тому же Тверь, это исторический памятник, а не просто город. И переделки ее просто уничтожат, как уничтожили старую Москву.
Н Л О 30 апреля 2013 23:11:17
ХВАТИТ ПОЛЗАТЬ! ЛЕТАТЬ НЕ ПРОБОВАЛИ!?...
Вадим Исаев 30 апреля 2013 23:12:04
Очень хороший план. Реальный. Нужно вводить его административно, не взирая на критику из вне. В будущем корректировать его в зависимости от полученных результатов.
Социолог 30 апреля 2013 23:14:15
План интересный. Очень! Но его можно реализовать только, правильно отмечено, при сильной власти. У Шевелева хватит авторитета? Сомневаюсь.
Филипп 1 мая 2013 01:12:12
Никак не ожидал что в таком замечательном городе как Тверь есть такая проблема как автомобили !!!!!! Вчера простояв на МКАДе 4,5 часа и прочел статью. Может проблема в том , что рыба гниет с головы, -надо решить проблему в столице, и в Твери решим ? А ?
ВИК 1 мая 2013 09:06:35
Хорошие предложения. Каждым делом должны заниматься специалисты.
Агафонова Наталия 1 мая 2013 10:51:17
Все очень разумно и конкретно. И последний абзац очень психологически верный.
Журналист 1 мая 2013 12:07:36
Насколько я знаю, сам Климов от поездок на автомобиле в центр отказался. И по идейным, и по практических соображениям - пешком быстрее. А че Дудукин так возбудился? Сереже только два года назад показали автомобиль, и он еще не накатался?
Сергей 1 мая 2013 15:21:07
Е-Тверь, наобщались сами с собою. Как в песне. "Тихо сам с собою я веду беседу"
Туман 1 мая 2013 18:56:29
Хороший план. И правильно вы заметили, что ответы на многие вопросы вообще-то уже давно известны, в европе с нашими сегодняшними проблемами-массовой автомобилизацией- столкнулись ещё лет 25-30 назад, тема обстоятельно изучена научным сообществом, выводы сделаны. Но вы можете себе представить такое, чтобы в наших администрациях оказались бы чиновники, которые были бы знакомы с такими вещами, как "экономика транспорта" ? Это раз. Второе. Вот говорят, что общественный транспорт нужно развивать. А вы задумывались над тем, что ключевое слово здесь- РАЗВИВАТЬ ? А задавали ли себе ответ- а кому и на кой это надо ? Назовите мне чиновника в городской администрации, который был бы заинтересован общественный транспорт РАЗВИВАТЬ ? Назовите ! И скажите, в чем его интерес . Зато маршрутки развивать не надо, они сами плодятся. Так ЗАЧЕМ чиновникам администрации лишняя головная боль, чего-то там развивать ? ЧТО они будут иметь с этого развития, и что с приятных контактов с представителями маршруточного бизнеса? Им проше все пустить на самотек, как роздали всю коммунальную инфраструктуру частникам и УК, так проще и перевозку пассажиров спихнуть на частника. И плевать десять раз на то, что трамвай - двухвагонник придется сможет заменить десяток, если не полтара, маршруток.Уж не говоря про легковое такси. Насчет ограничения парковок. Это ещё либеральный взгляд. В европе в некоторых городах уже запрещают не только парковки, но и вообще въезд частного автотранспорта в центральные районы городов- только общественный транспорт.Не нравится? Никто и не просит появляться.Это реальность.Вы видимо постеснялись об этом упомянуть, предвидя,какой хай сразу же поднимут авточайники-неофиты.Но прогресс не остановить.Рано или поздно(что,увы, вероятнее) , но все эти разработки ученых нам то же придется-таки применять на практике. Откуда к нам иномарки-то частные пришли? Оттуда и меры по их регулированию придут =).Что тут непонятного ?Ради справедливости, многие обыкновенные пользователи наших интернет-ресурсов, не имеющие никакого представления о таких вещах как "экономика транспорта" , высказывают те же предложения, которые "открыты " учеными.
Сергею дудукину 2 мая 2013 19:14:15
Сергей, ты даже не в состоянии понять, что разные мысли и разный стиль разных людей. А туда же, пытаешься руководить журналистикой, обществом... Правильно в Рязани говорили: ни фига в людях не разбираешься.
Энн 2 мая 2013 20:08:36
Я полностью согласна с автором.Обидно за свой город, из которого хочется уехать.. Такого жуткого количества маршруток ( помоек) нет ни в одном городе. Почему везде в Европе бегают трамваи, велосипедные дорожки? Только Россия , как всегда, идет " своим" путем. Зачем чиновникам болеть за город, когда у каждого " гнездышко" в прекрасной чистой Европе...
Чепелова наталья 2 мая 2013 21:18:38
Давайте собирать подписи,под обращением и через интернет и на улицах.Готова помогать,а оставлять коменты ничего не получится это значит остановиться и опустить руки.Кто кроме нас жителей по настоящему любящих город сделает его чище и краше и комфортнее по передвижению.
Сергей 2 мая 2013 21:48:35
А обращение то какое?" Делать город чищеи краше"-может сначала мусорить не будите.Город после зимы не разгрести было!
Ср 4 мая 2013 21:18:49
Дудукин' а за что ты зарплату получаешешь? Чтобы улицы в городах были чистыми. Больше ты на фига еше нужен?
Горожанин 5 мая 2013 13:05:37
Думе и Павлову надо привлечь консультированию по развитию города' если есть такие люди в караване' то надо их привлекать)))
Горожанину 5 мая 2013 19:10:50
Конечно надо . Вон они как Караван развили!
николай 6 мая 2013 09:27:28
Геннадий Вы высказали все верно..и касается это не только Твери...И пошагово схему устранения транспортного.."коллапса" тоже изложили...вполне обоснованно и доходчиво.. Только начинать обустройство.нашего общества надо -на мой взгляд не с этого..1) Надо чиновников заставить чувствовоть ответственность.за использование бюджетных средств.и жестко наказыват.не "грозить пальчиком" а реально--что б у проворовашегося чиновника..была одна дорога..в дворники..заниматься полезным делом...облагораживать..родной город... Без права пожизненно..занимать..какие либо..должности....и заниматься...коммерческой или иной деятельностью.... все го один закон..но действующий.. Но при этом Государеву службу сделать.привлекательной и престижной. Поверьте многие..проблемы..исчезнут....Госдума..сама по себе разбежится--Гос.бюджет на много облегчится...Перефразируя Вас --Чиновники должны захотеть -это сделать....Только кто же добровольно..от "кормушки" откажется...?? Хотя може и в Вашей теории есть здравый смысл..когда нибудь...до чинушей долетит "глас! народа..прислушаются...Но это долгий "эволюциооный" процесс...превращения "чиновника" в человека...
Николаю 6 мая 2013 14:54:08
Ну какой умный! И почему не на месте Путина?. Вот бы зажили!
Юрий 6 мая 2013 19:31:36
Почему журналисты беспокоятся'. A губернатор сам ничего не делает и другим не дает делать?
Татевосян Юлия Алексеевна 5 июня 2013 08:56:56
ГОСПОДИ!!! РОССИЯ !!!Да начните уже наконец хотя бы с дорог. Хотя бы в Твери./Сердце Руси/! Может и Украина за вами потянется.Без "старшей сестры" нет сил уже...Прозападная власть "гробит" Украину.>60%за Т С.В Одессе те же проблемы.Не взирая на ЮНЕСКО,нувориши уничтожают Южную Пальмиру,теперь уже бывшая "жемчужина у моря". В добрый час Вам, вашему проекту.