Реклама

Оформи подписку на газету «Караван+Я»

Тысячелетняя битва на Калиновом мосту в Твери. Краткое содержание главной интриги между Азией и Европой

22.08.2018
Тысячелетняя битва на Калиновом мосту в Твери. Краткое содержание главной интриги между Азией и Европой

История Восточной Европы долго была для профессиональных антропологов неизвестна. Ученые не сразу поняли, почему они долго не замечали особой роли Восточной Европы. Здесь на стыке цивилизаций идет вековечная война пророков. Исторические процессы здесь имеют такие длинные циклы, иногда измеряемые тысячами лет, что их не просто разглядеть.

События, которые происходили в средневековой Руси, оказали решающее влияние и на всю Европу, и на всю Азию.

Чингисхан умер в 1227 году – он оставил законы Ясы, а наследниками монгольской империи стали его прямые потомки от первой жены Бортэ по мужской линии, так называемые чингизиды стали владеть Евразией.

 

Сражение за души и умы

В Средние века на Ближнем Востоке шли ожесточенные сражения между армиями ислама и крестоносцами. Последний форпост крестоносцев на побережье Леванта, остров Руад, был взят мамлюками в 1303 году, после чего европейцы никогда не занимали больше территорий на Святой земле до самой Первой мировой войны ХХ века. Но все главные события в это время уже происходили на севере, где столкнулись древние пророки и армии Чингисхана. К сожалению, эти события были не так популярны у средневековых писателей, поэтому мировая историография о них мало знает.

Русский князь Ярослав Мудрый, живший около 1000 лет назад, сын князя Владимира, крестившего Русь, был дальновидным европейским политиком. Он выдал многочисленных своих дочерей за европейских монархов, а сыновей женил на европейских принцессах. Его дочь Анна стала королевой Франции. Ее дети стояли у истоков первых крестовых походов. На границах своего княжества в Торжке и Твери Ярослав Мудрый еще в 1015 году начал строить христианские госпиталь и цитадель, откуда славянские пилигримы двинулись на восток. Так началась славянская колонизация Восточной Европы, которая сопровождалась обращением язычников и иудеев в Христову веру. К этому времени в Поволжье была уже разгромлена Хазария, где официальной религией был иудаизм. В Восточной Европе стартовала многолетняя война пророков, которая идет до сих пор. Новый завет Иисуса Христа в коллективном бессознательном жителей Восточной Европы до сих пор пытается победить Ветхий Завет Моисея. Эта борьба длится уже более тысячи лет.

 

Александр Невский и его раскаяние

Нашествия монголов Чингисхана на Европу учащались. Волжская Булгария (нынешняя Татария), прикрывающая Русь от монголов, пала под их натиском. Рюриковичи вынуждены были выбирать между Европой и Азией.

В 1225 году отец Александра Невского «учинил сыновьям княжеский постриг» – обряд посвящения в воины. Начав самостоятельную жизнь воина, Александр Невский выбрал Азию. По мере взросления Александр подружился с сыном хана Батыя и стал обслуживать интересы языческой Орды в противовес союзу с христианской Европой. Так Рюриковичи, потомки родоначальника русов Рюрика, стали вассалами чингизидов. Александр Невский провел перепись в Новгороде с целью уплаты оброка ордынцам, он воевал с христианскими рыцарскими орденами, которые в преддверии нашествия монголов стремились продвинуться на восток для защиты русских христиан.

Во многом из-за политики Александра Невского орда Батыя в 1237–1240 годах вторглась на Русь, разгромив Рязань, Москву, Владимир, Ярославль, Тверь и другие города. Дольше всех сопротивлялись христианская цитадель Торжок и Козельск.

Русский князь Александр Невский, несмотря на свое стремление выслужиться перед восточными ханами, через несколько лет был отравлен в Орде. По прибытии на Русь он раскаялся – принял христианскую монашескую схиму под именем Алексия. Он скончался 14 ноября 1263 года. За это раскаяние он отнесен Церковью к лику святых (а вовсе не за войну с крестоносцами, как многие думают).

Сопротивление христианских рыцарей Твери

Тверской князь Михаил Ярославич в 1305 году первым стал носить титул великого князя всея Руси. Тверь стала высказывать претензии на объединение Руси и намерение освободиться от вассальской ордынской зависимости. Такие планы уже зрели в крепостях русских князей и в христианских монастырях. Все понимали, что геополитический выбор Александра Невского, сделавший русских князей вассалами чингизидов, был ошибочным.

К тому же ордынский хан Узбек принял ислам, и в 1317 году он передал великокняжеский стол московскому князю Юрию Даниловичу и послал монгольскую конницу ему в помощь для борьбы с Тверью. 22 декабря 1317 года Михаил Ярославич Тверской в битве у села Бортенево разбил объединенное войско монголов и москвичей во главе с Юрием Московским, который бежал с поля боя. После этого тверской князь, вынужденный отправиться на суд к хану Узбеку, чтобы не допустить разорения Твери новым экспедиционным корпусом монголов, был казнен в Орде…

15 сентября 1326 года в Орде был казнен тверской князь Дмитрий Грозные Очи, сын Михаила Тверского. Дмитрий Грозные Очи убил князя Юрия Московского прямо в Орде за наговоры на отца. Ярлык на великое княжение опять достался Твери, другому сыну Михаила Тверского – князю Александру Михайловичу. Чингизиды уважали доблесть тверских рыцарей.

 

«Щелканово побоище»

Город Тверь каждый август на православный праздник Успения 28 августа (15 августа по старому стилю) отмечает годовщину поворотного момента в истории России – день Щелканова разорения. Под таким названием вошло в историю восстание жителей Твери в конце лета 1327 года.

Это было одним из эпизодов многовекового противостояния Западной и Восточной Руси – процесса выбора исторического пути. Тогда русские выбирали с кем они – с монголами, принявшими ислам, или с европейскими христианами. Москва стремилась к союзу с Ордой на правах вассала, а Тверь, как и русские демократии Пскова и Новгорода, стремилась к союзу с Европой.

Начиная с 1240 года шло объединение русских феодалов, что в конце концов привело к созданию Великого княжества Литовского, которое включало в себя значительные территории современной России, в том числе часть современной Тверской области, Белоруссии и Украины. В 1317 году литовский князь Гедимин добился уменьшения митрополии Московского княжества: по его требованию была создана православная митрополия Литвы.

События XIV века очень важны для понимания современной России и всей современной истории Восточной Европы, где ментальные столкновения людей с разными культурными кодами продолжаются до сих пор.

Поначалу все складывалось благополучно, но в 1327 году в Тверь с большой свитой приехал двоюродный брат хана Узбека – ханский посол Чолхан (Щелкан в русском произношении). Он поселился в княжеском дворце, после чего «сотворил великое гонение на христиан: насилие, грабеж, избиение и поругание». Пошел даже слух, будто Щелкан собирался перебить русских князей и сам сесть на тверской престол, а тверской народ обратить в ислам. Все ожидали, что это случится на праздник Успения.

15 августа спонтанно вспыхнуло восстание. Ордынцы из свиты Щелкана пытались отнять лошадь у дьякона Дудко, и народ вступился за него. Потом мужики и дружинники кинулись громить монголов по всему городу. Щелкан со свитой хотел спрятаться в резиденции, но был сожжен заживо вместе с дворцом; были перебиты все ордынцы, находившиеся в Твери, включая их купцов.

Хан Узбек немедленно организовал карательную экспедицию против Твери. К карательному войску москвичей присоединились еще силы вассала монголов Александра Васильевича Суздальского.

Тверской князь Александр Михайлович был вынужден отступить. Он укрылся в свободном Пскове, где была республика, а его братья Константин и Василий – в Ладоге. Русские города Тверь, Кашин, Торжок, святыни христиан, были разграблены, жители истреблены, другие отведены в неволю. Тверского князя Александра же было велено москвичами искать по всей русской земле.

 

Еще одна гибель тверских князей

Около десяти лет прожил тверской князь Александр Михайлович в свободном Пскове. Христианские города Псков и Великий Новгород были неприступными оплотами русской демократии, торговыми республиками – сюда монголы боялись сунуться. Неуютно здесь себя чувствовали и лазутчики Москвы. Однако Тверь, восточный форпост христианского мира, была оккупирована.

В 1336 году тверской князь Александр послал в Орду сына Федора, который вернулся с монгольским послом. Хан простил Александра, и тот решил лично ехать к Узбеку. Узбек вернул Александру тверское княжение.

Однако вскоре московский князь Иван Калита опять очернил тверского князя перед ханом. Многие приближенные к Узбеку татары, в том числе и его жена, заступались за Александра. Тем не менее Узбек объявил, что тверской князь должен умереть. Его казнили вместе с сыном Федором. Сын и внук святого Михаила Ярославича и святой Анны Кашинской, брат и племянник Дмитрия Грозные Очи был убит 28 октября 1339 года.

Растерзанные тела тверских князей Александра и Федора были привезены во Владимир, где их отпел митрополит Феогност, а затем погребены в Твери.

Среди многочисленных детей тверского рыцаря Александра наиболее известна Юлиания (Ульяна), вторая жена великого князя литовского Ольгерда, мать Ягайло. Она родоначальница Ягеллонов – великокняжеской и королевской династии Европы.

После казни тверского князя Александра московский князь Иван Калита распространил свое влияние и на Тверское княжество. Тверитяне в знак своего повиновения отослали в Москву большой соборный колокол.

Несмотря на трагический исход, тверское восстание 1327 года имело долгосрочные последствия. Ханы Орды в дальнейшем отказались от попыток прямого управления русскими землями (в дальнейшем они собирали дань только через русских князей) и от всяких попыток исламизации русских земель. Это позволило сохраниться русским как нации.

За этими внешними событиями не так заметно событие, повлиявшее на духовный мир. 1342 год – одна из предполагаемых дат образования обители, ставшей впоследствии Троице-Сергиевой лаврой. Ее основатель Сергий Радонежский принес на Русь учение о Фаворском свете (умном делании). К этому времени в христианском православии наконец была сформулирована доктрина о Преображении – по сути, восстановлено учение древнейших патриархов. Исихасты, адепты умного делания, стали массово переселяться в Северную Русь, на территории древнейших «фиваид».

Продолжение следует.

Геннадий Климов


Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления по телефону: 8(4822)788-139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8(4822)788-798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: «Караван+Я»

Мы: ВКонтакте, Twitter, Facebook, Livejournal

Все новости из рубрики: Культура